Знания о действии цветовых решений на человека мы заимствовали из Античных времён и в 19-20 веках систематизировали, придали им научную форму. С момента официального признания учёных о влиянии цвета на физическое и психоэмоциональное состояние человека можно вести отсчёт маркетологической эры: рекламные блоки, упаковки, афиши и баннеры пытаются воздействовать на нас через свой дизайн.
Содержание:
Значение цвета в психологии человека
Цветовая палитра влияет на эмоции: например, чёрный вызывает тревогу, беспокойство, страх, а красный побуждает к активности, даёт жизненные силы и энергию. Западные учёные проводят эксперименты по использованию определённых цветов в бытовых и коммерческих целях, воздействуя с помощью дизайна помещения на офисных сотрудников и среднестатистические семьи.
Для женщин
Женщина хранит очаг, поэтому её стандартные цвета – оранжевый, желтый, красный. При этом чистый насыщенный красный цвет – это мужская прерогатива (такой оттенок вызывает чувство опасности и возбуждение), поэтому девушки, предпочитающие яркую палитру, имеют множество мужских качеств характера: стойкость, своеволие, бесстрашие. Среднестатистические дамы выбирают розовый, коралловый и им подобные оттенки.
Типично женские палитры:
- фиолетовая – символизирует загадочность, романтичность, мистику;
- бирюзовый – привлекает внимание, кажется интересным и желанным для мужского пола;
- сиреневый – олицетворяет чувственность, способность сопереживать, заботиться и любить «по-детски», без корысти и меркантильных намерений.
Для мужчин
Мужчинам близки холодные оттенки: это обусловлено ведущей ролью сильного пола. Охотники, рыбаки, добытчики предпочитают синие и серые палитры. Если молодой человек проявляет нездоровый интерес к тёплым женским цветам, это говорит о наличии психологических проблем и нестабильных состояний.
Бертольд Шварц (американский исследователь в области психологии) на основе своих экспериментов вывел взаимосвязь психотипа мужчины с цветом его автомобиля:
- чёрный – деловые люди, с мёртвой хваткой и чутьём дельцов;
- красный, жёлтый – счастливчики, всегда позитивны и жизнерадостны;
- синий – уравновешенные мужчины, принимающие решения на рациональной основе;
- зелёный – люди, близкие к природному миру, обычно реалисты;
- белый – консерваторы и формалисты;
- коричневый – отцы больших семейств, любящие мужья;
- серебристый, серый – самовлюблённые и эгоистичные экземпляры.
Для ребенка или в общем для детей
Как правило, детские комнаты оформляются тремя цветами: жёлтым, синим, красным (плюс их оттенки). Именно эти цвета более воспринимаются ребёнком и оказывают на него положительное влияние: пробуждают интерес к жизни, активизируют творческие способности, заставляют познавать новое.
- Красный – сильный раздражитель. Если ребёнок гиперактивен, лучше использовать оттенки – розовый, бордовый и подобные.
- Жёлтый – концентрированная гармония. Он поднимает детям настроение, заставляет их улыбаться, успокаивает и способствует бо́льшему послушанию и прилежанию.
- Синий – цвет мечтателя. Он пробуждает интерес к творчеству, активизирует способность выдумывать, мотивирует создавать что-то новое.
Для коррекции нежелательных качеств личности используются другие палитры: оранжевая сближает людей, настраивает их на одну волну, способствует общительности и жизнерадостности; зелёная формирует смелость, упорство и повышает самооценку.
О внутреннем мире многое могут поведать цветовые предпочтения: если ребёнку близок чёрный цвет, значит, он отгораживается от реальности, уходя в свою собственную Вселенную. Любовь к чёрному и тёмно-серому говорит у детей о большом пережитом стрессе и раннем взрослении.
Значение цветов в психологических тестах
Наибольшим авторитетом пользуется тест Люшера (Макс Люшер – швейцарский психолог, родился в первой четверти 20 века). Существуют полная и сокращённая версии теста. Испытуемому предлагаются цветовые таблицы (всего около 70 оттенков), из которых он должен выбрать наиболее приятный или, наоборот, неприятный цвет.
На изображении Вы видите электронную версию тестирования. Она максимально приближена к оригинальной.
Во время теста не нужно ориентироваться на ассоциативные связи (например, Вам нравится жёлтый, потому что счастливое платье, в котором Вы получили долгожданную работу, окрашено в жёлтый) – необходимо прочувствовать оттенок и опираться только на интуицию.
В итоге Вы получите информацию о самооценке, текущем настроении, отношении к окружающим людям и т.п. Выдержку из результатов видно на картинке:
Схема цветового восприятия в %