Психология цвета в одежде, восприятие цвета. Цвет в нашей жизни присутствует везде: интерьер дома или офиса, ресторан, автомобиль, и конечно, одежда. Ее мы одеваем каждый день, и как говорят психологи, наше настроение, главным образом, отражается на выборе не только того, что одеть, но и какого это будет цвета. Даже в офисный серый вариант одежды можно внести свою яркую коррективу, например, завязать ярко зеленый шарф. Директора крупных компаний, нанимая к себе на работу сотрудников, всегда обращают внимание на то, как одет потенциальный работник, и какая цветовая гамма его привлекла больше всего для этого случая. Если цвет так влияет на нашу повседневную жизнь, то, наверное, стоит разобраться, как наилучшим способом использовать знания о цвете себе во благо. В нашей жизни помимо цветовой психологии присутствует немало цветовых стереотипов, по-большей части навязанных нам обществом. Например, мальчиков одевают в голубой, а девочек в розовый цвет. Или в офис нужно одевать серое и темное, а на дискотеку яркое и блестящее. Учитель должен быть одет в классический костюм, а не стоять перед учеником в мини-юбке. На эти нормы ориентируются многие. Значение различных цветов в психологии на столько велико, на сколько мы хотим проникнуть в еще непознанные тайны человеческого бытия, “цвета человеческой мысли” в человеческой жизни.
Итак, разберем более детально, о чем же говорит ваш гардероб, какие тайны настроения он может выдать? И как облегчить себе жизнь при помощи цвета. И – что означают цвета в психологии одежды?
У каждого цвета есть две стороны: одна характеризует внутреннее состояние человека, а вторая ориентирована на внешнее впечатление, которое необходимо создать. Психологи считают, что оденут с утра темную одежду скорее всего те, кто в плохом настроении.
По цветовой концепции, выработанной Гете – темный цвет успокаивает, поэтому, возможно, взбудораженный человек подсознательно ищет умиротворения в этой цветовой гамме.
В то же время, серый цвет относят к категории бесстрастности, формальности и он полон достоинства. К людям, которые одеты в серое, легко проникнуться доверием, он создает ауру властности и богатства, впечатление надежности и честности. Вот почему, у офисных работников в одежде преобладает серый цвет. А работники торговой сферы предпочитают упаковывать товар в коробочки или бумагу серого цвета, тем самым пробуя намекнуть, что внутри находится дорогая и качественная вещь.
Белый цвет отождествляет чистоту и невинность, доброту и истину. Только человек с чистыми помыслами может позволить надеть одежду в такой гамме. Например, белое платье невесты символизирует о ее непорочности. В то же время он навязывает мнение, что тот, кто одет в белое занимает высокое положение в обществе – ему не приходиться выполнять грязную работу; белые медицинские халаты говорят о чистоте или стерильности медработника.
Черный цвет ассоциируется с темными силами, со смертью или тайной, создает тревожное ощущение и оказывает подавляющую силу. Это наиболее авторитарный спектр из всей цветовой гаммы. Поэтому, часто правительственные автомобили черного цвета, чтобы тем самым показать что в кабине едет значимый человек для государства. В спецодежде многих структур, охрана, телохранитель, спецназ, преобладает этот цвет, ведь это люди, которые именно при помощи силы устанавливают свою власть.
Коричневый цвет символизирует комфорт, именно он ассоциируется с деревом, камином, деревянным домом, землей. Людей, которым нравится цвет коричневый, который они предпочитают в одежде, воспринимают как надежных, очень искренних и работоспособных. С далеких времен, когда яркие цвета использовались исключительно для высокопоставленных особ, королевских семей, богачей, в коричневый одевались крестьяне. Поэтому, если вы хотите устроиться на работу, на собеседование оденьте что-нибудь в этом цвете.
Зеленый – связан с представлением о жизни, росте, способности освежать и исцелять, расслаблять и успокаивать. Все оттенки зеленого можно использовать в домашнем декоре, при оформлении убранства курорта для создания утонченности и чистоты. В то же время это цвет власти. Вспомните, что вся форма военных именно в этом цвете. В то же время, когда вы встречаете на улице человека, одетого в зеленое, появляется ощущение энергии, весны, свежих сил для борьбы с возникающими трудностями.
Голубой – доверие, спокойствие, лояльность, уважение. Он ассоциируется с небом, морем, а эти вещи напрямую связаны с отдыхом. Если на вечеринку вы оденете голубое платье, то больше всего новостей придет к вам – люди проникнут к вам доверием. Именно поэтому психологи рекомендуют политикам во время избирательной компании надевать костюмы синего цвета. Голубой цвет может раздвигать пространство, поэтому складывается ощущение, что в комнате со стенами такого цвета медленнее течет время. Во многих культурах этот цвет отождествляют с богатством, в странах Ближнего Востока люди верят, что дверь, выкрашенная в голубой цвет, защитит дом от злых духов.
Самый властный цвет – пурпурный. В Древнем Риме одежду таких цветов могли одевать только цезари, сенаторы и полководцы-триумфаторы. Пурпурный олицетворяет власть, богатство, роскошь, независимость, он экстравагантен. В зависимости от его оттенка он может вызывать разные эмоции – страсть, любезность, доброжелательность и, к сожалению, депрессивность. В то же время это цвет энергичных, деятельных людей.
Очень неоднозначен розовый цвет. Он может быть символом оптимизма и глупости одновременно. В то же время он понижает агрессивность, отступает гнев и притупляет физическую силу, успокаивает и смягчает эмоции. Его применяют в тюрьмах, исправительных заведениях и в колониях, школах для трудных подростков, им окрашивают стены футбольных гостевых раздевалок, чтобы снизить агрессивность соперников на поле. Однако, невозможно воспринять серьезно человека одетого в розовый костюм. Абсолютно у всех людей розовый напрямую ассоциируется с любовью – валентинки, открытки, розовая бумага для любовных писем… Психологи рекомендуют нервным людям по чаще смотреть на розовый, чтобы поскорее успокоиться.
Несмотря на такое многообразие значений в цвете, есть несколько истин, о которых не следует забывать. Помните, что чем ярче цвет одежды, тем больше это говорит о низком социальном уровне носителя. Серый символизирует аристократичность. А если вы устали от восприятия какого-то цвета, достаточно просто посмотреть на его противоположный тон, например, сначала на черный, а потом на белый.