Психология развития личности человека

Актуальный во все времена вопрос, как стать счастливым человеком, начинается с понимания самого себя в контексте жизненного благополучия. Но получить удовлетворение от действительности невозможно без решения такой проблемы, как личностное развитие.

Психология развития личности человека: понятие, факторы и этапы

Развитие личности – это сложный поступательный процесс, ведущий к изменениям интеллекта, поведения, деятельности и прочих составляющих личности.

Иными словами, это процесс изменения организма в направлении высшей формы жизнедеятельности.

Взгляды людей естественным образом изменяются в течение всей жизни по целому ряду причин. Личностно вырастая, человек переосмысливает свой опыт, ищет удачные решения для различных ситуаций, решает поставленные задачи.

Происходит это под влиянием следующих ключевых факторов, как внутренних, так и внешних:

  • биологическая наследственность;
  • ближайшее окружение на физическом уровне;
  • культурные аспекты общества;
  • коллективный (групповой) опыт;
  • индивидуальный опыт.

Развитие личности осуществляется за 5 основных этапов в зависимости от возрастной категории человека:

  1. Младенчество.
  2. Детство.
  3. Отрочество.
  4. Совершеннолетие (юность).
  5. Старость.

Социальное развитие личности, роль психологии

Психология женщины, Психология мужчины. Женская и Мужская логика.

Социальное развитие является неотъемлемой частью вхождения человека в культурный и общественный мир. Это понятие включает в себя усвоение, переработку и реализацию опыта, накопившегося в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и коллективом, а также формирование индивидуальных качеств по итогам социализации и воспитания.

Фазы социального развития

  • усвоение общественных норм и ценностей;
  • стремление к самоактуализации, к взаимодействию на других членов социума;
  • интеграция в группу, которая раскрывает потенциал возможностей.

Основная роль науки в этом процессе состоит в тщательном изучении законов психической деятельности. В наше время личностная психология является распространенной сферой профессиональной деятельности специалистов.

Когда к психологу обращается человек, лишенный способности обрести счастье, профессионал должен помочь ему таким образом, чтобы изменить неверное восприятие мира в лучшую сторону.

То есть, по сути, человек должен обрести новое мировоззрение, взгляды, органично приспособленные к ближайшему окружению, более пригодные для того, чтобы достичь жизненных успехов.

Психологическая наука – это искусство нового, свежего мышления, которое подсказывает, как найти нужный поведенческий образ.

Только полностью осознав новую точку зрения, можно понять глубину своего заблуждения, потому что потенциал самопознания прямо пропорционален способности подробно разобраться в причинах тех или иных действий.

Возрастное развитие личности, особенности психологии

Возрастное развитие личности происходит поэтапно, начиная с первого дня появления на свет и заканчивая днем смерти человека, завершением. Перемены, связанные с формированием психики, четко прослеживаются в детском и подростковом возрасте, но продолжаются на протяжении всего жизненного пути.

Первый год жизни

Это время понимания и овладения элементарными способностями. Преддошкольный возраст (до трех лет) – период быстрого роста мозга и активного общения. В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) делается особый упор на физическую выносливость и ролевую игру. Главной деятельностью для младшего школьника (от 7 до 12 лет) является обучение.

Отрочество (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для маленьких женщин)

Один из самых важных и сложных этапов, который характеризуется активным поиском «своей» социальной роли. Именно в этот период может произойти первый серьезный «кризис возраста».

Юность

Во время юности – ведущей деятельностью является интимно-личностное общение и поиск своего «местечка под солнцем».

В молодости, то есть в возрасте до 30 лет

Происходит быстрое когнитивное развитие на фоне значительного замедления физического роста.

Период зрелости, продолжающийся до 60-70 лет

Это время, когда человек получает возможности полной реализации собственного уникального потенциала, основанного на уровне интеллекта, знаний и накопленного опыта.

Старость

Старость нередко связана с негативными переменами в судьбе по причине ухудшения здоровья человека, вынужденного ограничения его физических возможностей, потери привычного социального статуса.

Современные проблемы развития личности в психологии

Мужская психология.

На сегодняшний день актуальны такие личностные расстройства, как фобии, различные травмы и страхи личности и т.д., а также проблемы в аспекте самореализации. Чаще всего люди обращаются за квалифицированной помощью, потому что внутреннее ощущение собственной личности причиняет им неудобство.

Кроме того, наблюдается видимое снижение нравственных ценностей, ведь в наше время принято считать, что «цель оправдывает средства». Каждый человек во все времена стремился быть похожим на созданный им же совершенный идеал, но какие идеалы в наше время формируют личность? Если еще несколько десятилетий назад на экранах было много позитивных героев, то в современном кинематографе часто за основу берутся совершенно другие ценности.

Следовательно, в данный момент проблемной можно назвать сферу личностно-профессионального, креативного, конкурентоспособного, социально-ответственного, культурного усовершенствования.

Развитие личности в отечественной психологии в России

Это происходило в 4 периода:

  1. Последнее десятилетие XIX века – 20-е годы XX века – проявление идеи личности, которая со временем менялась и трансформировалась.
  2. 30-е – середина 60-х годов XX века – проблема принимает устойчивый и дисциплинарный характер.
  3. 60-е–конец 80–х годов XX века – создание концепции «нового советского человека».
  4. Конец 80-х – 90–е годы 20 века – усиление внимания к методологическим аспектам, открытие «новых» личностных граней. Также происходит систематизация имеющейся теории.

Педагогическая психология развития личности ребенка

Психология и компьютер.

Психология детского развития помогает раскрыть тонкости маленькой души, дает возможность реально оценить окружающий мир, увидеть себя в нем глазами ребенка, раскрыть внутренний мир малыша, чтобы разобраться с неурядицами, помочь справиться с неудачами и правильно воспринимать радость.

Зная особенности психологии детей, родители и педагоги могут не только содействовать формированию личности, но и оказывать прямое влияние на нее.

Связь обучения и развития маленькой личности

Одна из главных проблем современности в педагогической психологии. Воспитание при этом является центральным фактором формирования личности ребенка, благодаря которому развиваются природные задатки и способности.

В общении ребенка со взрослыми происходит осознание своего «Я», а благоприятные условия воспитания, доброжелательное отношение, признание и положительное отношение необходимы для удовлетворения естественной потребности в одобрении.

Существующая педагогическая технология личностного развития детей имеет поэтапный характер. Происходит:

  • сбор данных по индивидуальным характеристикам самых маленьких;
  • планирование и работа с детьми по личностному развитию;
  • корректировка имеющихся проблем на социально-эмоциональном уровне.

Движущие силы и механизмы развития личности в психологии человека

Под движущими силами понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и действий, цели и требования, которые ставят взрослые в воспитании и обучении детей. В случае, если последние совпадают с детской мотивацией, то для развития будут созданы оптимальные условия.

Каждому возрасту присущи определенные потребности, удовлетворение которых первостепенно важно для нормального развития личности, следовательно, любая задержка чревата негативными последствиями.

Мотивационный посыл

Важнейшим элементом в данном аспекте является мотивационный посыл, который побуждает поведенческие привычки, организует и направляет его, придавая ему личностный смысл. Для массовой личности побудителем выступает именно негативная мотивация, например, ощущение страха, скуки. В то же время развитая личность использует для себя любую мотивацию, в зависимости от конкретных целей.

Таким образом, мотором роста и развития человека может быть:

  • естественный внутренний источник или «мотор»;
  • собственная воля, инициативность сознания к саморазвитию;
  • посыл других людей или организаций, деятельность.

Таким образом, можно создать хорошую основу для роста и развития личности, главными механизмами которой выступает:

1) переход мотива на цель;

2) идентификация – сравнительный анализ, основанный на подражании старшим;

3) обобщенное освоение социальных ролей и появление новых взглядов.

От рождения до смерти – Психология человека

Психология человека.